Индийские танцы

Индийские танцы

Индийские танцы Индийские танцы

Индия – загадочная страна, обладающая удивительной историей, религией и культурой. Особое место в ней занимают танцы, которые в древности обладали сакральностью, базировались на духовной основе, были своеобразным ритуалом, молитвой.

Покровителем, и собственно, основоположником танца считается бог Шива, один из самых великих богов Индии, составляющих священную триаду. Именно поэтому изначально индийские танцы являлись художественным выражением молитвы и исполнялись только в храмах. С приходом в страну ислама, танец вышел за пределы храмов и утратил часть религиозных аспектов. Большое внимание было уделено виртуозности исполнения и эстетической наполненности его элементов. Шагнув во дворцы знати, танец приобрел статус развлечения и ценился красотой визуального восприятия безотносительно религии. Английская колонизация прервала победное шествие индийского танца, и на какое-то время он был незаслуженно забыт. В XX веке усилиями лучших танцоров, сохранивших знания предков, танец был возрожден и вернул себе прежнюю актуальность и повсеместность.

Искусство индийского танца – это философия жизни, постижение материи через время и пространство. В каждом индийском штате существуют свои народные танцы, которые представляют собой мини-сценки из жизни обычного человека. В основе же всего танцевального искусства лежат три фундаментальных вида танца: Нритта, Нритья и Натья. Нритта представляет собой определенную ритмическую последовательность, которая заканчивается песней или стихами. Нритья – это пантомима, дополненная ритмом индийских танцевальных движений. Натья – высшее проявление танца, настоящая драма, рассказываемая языком тела, жестов и мимики. Грим и украшения, используемые танцорами, служат для усиления восприятия происходящего и органично дополняют танец. Кроме того, специальные подвески Маатал крепятся таким образом, чтобы защитить слух девадаси (танцовщицы) от громкого звука барабанов. Нритта, Нритья и Натья и есть классические индийские танцы. Талантливых девадаси сравнивают с искусными йогами. Отличие лишь в том, что девадаси, отдаваясь музыке и ритму, погружаются в завораживающий мир танца, ведя за собой зрителя. Недаром считается, что сам бог Шива входит в тело танцора, вызывая тем самым слияние бытия с божественным началом.

Как танцевать индийские танцы? Как и любые физические нагрузки, исполнение индийских танцев требует определенных усилий и хорошей подготовки тела. Кроме того, для понимания души танца и осознания того, что происходит, необходимы знания индийской культуры. В основе танца лежат хасты, или мудры, представляющие собой положение пальцев и рук в каждый момент действия. В трактатах о танце описано 28 жестов одной руки и 24 для двух. Большое значение имеет умение ярко выражать эмоции. Удивление, страх, беспокойство, радость, горе – все это отражается на лице танцора и добавляет драматизма в исполнение.

Обычный российский зритель впервые познакомился с искусством индийских танцовщиц по фильмам, пришедшим на наш экран во времена Советского Союза. Надо сказать, что индийские танцы из фильмов – это не совершенная классика, а легкая ее интерпретация, своеобразное шоу в стиле Голливуда. Они достаточно просты для изучения и исполнения, при этом, не теряют своей красочности и привлекательности. Современные индийские танцы включают в себя элементы различных стилей, в том числе европейского диско и даже брейк данса. Такое соединение, безусловно, добавляет зрелищности традиционному индийскому танцу и вызывает восхищение и эстетическое наслаждение у зрителя.